|
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ДЛЯ ХОРМЕЙСТЕРОВ, УЧИТЕЛЕМ МУЗЫКИ, МУЗЫКАЛЬНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ.
Наименование программы: "Развитие голоса. Координация, тренаж, эстетика".
Цель программы.
Повышение уровня теоретической оснащённости по вопросам певческого голосообразования и овладение практическими навыками управления деятельностью учащихся в процессе развития певческого голоса.
Задачи программы.
Преодоление традиционных мистифицированных воззрений на природу детского голоса и певческого голоса вообще и возможности его развития, Замена традиционной мистифицированной эмоционально-образной терминологии общепринятыми наименованиями компонентов голосообразующей системы или наименованиями, принятыми мировым научным сообществом, Нормирование непротиворечивой концепции голосообразования, доступной преподавателям без специальной онтологической, медицинской и акустической научной подготовки и оформление этой концепции в выражениях, доступным детям младшего школьного возраста.
Практическое освоение в собственном исполнении приёмов и упражнений, развивающих голос как в общем, так и в певческом плане.
Освоение структурно- организационной части учебного процесса.
Практическое освоение введения приёмок и упражнений в вокально- хоровую работу с детьми.
Практическое освоение переноса формируемых навыков на ткань конкретных музыкальных хоровых и сольных произведений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Работа с хором и вокальная педагогика: традиции, мифы и реальность. Оптимальные диапазон, тесситура, репертуар для развития детского голоса. Видеофильм "Авторская школа Емельянова. Поют дети России."
2. Фонопедический метод развития голоса: принципы, критерии, терминология, приемы, уровни обучения.
3. Применение принципа дополнительности к существующим теориям голосообразования. Единая концепция: теоретические ж практические следствия,
4. 1-й уровень обучения: "Развивающие голосовые игры"
5. 2-й уровень обучения: "Развитие показателей певческого голосообразования". Упражнения специфического воздействия.
6. 3-й уровень обучения: "Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции". Развитие фонационной функции трахеи. Формирование и отслеживание акустических фильтров ротоглоточного рупора. Формирование специфической певческой артикуляции.
7. 4-й уровень обучения: "Синхронный комплексный тренаж." Формирование и отслеживание специфического певческого произношения согласных. Первоначальные навыки кантилены.
8. 5-й уровень обучения: "Формирование и отслеживание критериев технологии академического пения на абстрактных мотелях певческого процесса."
9. Перенос приёмов метода па конкретную музыку: "Прохождение музыкальных произведений приёмами ФМРГ на примере вокализов Н. Ваккаи".
10. Профилактическая и лечебная функция приёмов и упражнений ФМРГ. Штатные и нештатные ситуации при анализе индивидуальных особенностей детских и взрослых голосов. Различие особенностей, дефектов и заболеваний голосовой функции и голосового аппарата.
11. Особенности индивидуальной и коллективной работы с мальчиками-подростками в процессе мутации. Организационный и методический аспекты. Приёмы и упражнения ФМРГ для мужского голоса.
12. Опыт применения ФМРГ на примерах коллективов, учебных заведений, отдельных преподавателей и хормейстеров. Отслеживание отдалённых результатов (10-15 лет). Возможные и вероятные нежелательные побочные эффекта и их профилактика.
(По нормативам УМЦ повышение квалификации с выдачей свидетельства допускается при объёме курса не менее 72 часов. 12 тем по 6 часов = 72. Предполагается по плану УМЦ, что 4 часа - лекции, 2 часа - самостоятельная подготовка. Итого - 48 часов лекционных, 36 астрономических. Семинар может проходить 5 дней по 8 часов, в т.ч. 1 час перерыва.)