ОСНОВА МЕТОДА

В.Емельянов, ст. научный сотрудник Ленинградского областного института развития образования

О фонопедическом методе развития голоса и вокально-хоровой работы

Вначале 1986 года на одном из заседаний дискуссионного клуба хор­мейстеров «Камертон», возглавляемого Г.Струве, представителям хоровой об­щественности был впервые представлен метод развития детского (и не только детского) голоса, который впоследствии стал известен под условным наимено­ванием «фонопедический». Предложен­ные приемы развития голоса и концеп­ция, лежащая в их основе, вызвали по­лярные оценки хормейстеров и вокаль­ных педагогов — от восторженного эн­тузиазма до полного неприятия и отри­цания, что сохранилось до настоящего времени.

За эти годы проведены сотни семи­наров более чем в девяноста городах России, ближнего и дальнего зарубежья; хормейстеры имеют несколько вариан­тов методических разработок разных изданий и редакций, вышла книга «Раз­витие голоса — координация и тренинг» (СПб., издательство «Лань»), в которой подробно излагается точка зрения автора  на  феномен  певческого  голоса вообще и детского в частности.

В стране действуют коллективы, с которыми автора связывает уже более чем десятилетняя история сотрудниче­ства. Многие из этих коллективов ши­роко известны в России и за рубежом, имеют многочисленные победы на меж­дународных конкурсах и фестивалях. Хормейстеры, применяющие метод, ста­ли работать как воспитатели детей-со­листов. В первом полугодии 1998 года в Москве и Тюмени состоялись уникаль­ные по содержанию и по форме кон­церты под названием «Авторская шко­ла В.Емельянова: поют ученики учени­ков». Юные солисты из пятнадцати боль­ших и малых городов России продемон­стрировали не имевшие аналогов воз­можности детских голосов и детского вокального исполнительства.

Теперь немного об истории метода и его названии. По базовому образованию я актер и вокалист, а не врач, как поче­му-то думают многие. Просто моя во­кальная судьба сложилась так, что пос­ле серьезной травмы голосового аппа­рата, в процессе восстановления соб­ственного голоса, я начал поиск инфор­мации, который привел меня к несколько необычным выводам и приемам работы. Об этом стало известно моему ле­чащему врачу и другу Валентину Ти­мофеевичу Маслову, который, имея кон­серваторское образование, не только заведовал фониатрической службой г. Новосибирска, но был (и остается до сих пор) прекрасным профессиональным вокалистом. Он привлек меня к фонопедической практике, которой я зани­мался тринадцать лет. (Для сведения: фонопедия — отрасль дефектологии, занимающаяся восстановлением и кор­рекцией голосовой функции.)

Среди тех, кто проходил у нас вос­становительное обучение, было много хормейстеров и учителей музыки. Не­которые из них, почувствовав на себе эффективность приемов, начали на свой страх и риск применять их в работе с детьми. Волей-неволей мне пришлось включиться в эту работу. Понимание ситуации привело к необходимости адаптировать метод для работы с хором (в том числе детским), с детьми дош­кольного возрастав. Был введен игровой компонент — уровень обучения, кото­рый сейчас называется «развивающие голосовые игры». Но это уже к струк­туре метода.

Итак, к делу. Когда я столкнулся с литературой о вокальном воспитании детей, послушал то, что в те годы зву­чало по радио и на ТВ, оживил в памя­ти детские воспоминания об уроках пе­ния и хоре музыкальной школы, то у меня возникло ощущение, что с детс­ким пением произошло какое-то недоразумение так, как будто у ребенка два голосовых аппарата: один — для пения, который надлежит беречь, охранять и развивать, а другой — для обычной жизни, в которой можно гово­рить, кричать, смеяться, плакать, ругать­ся, скандалить, визжать, рычать... Ког­да же речь заходила об обучении, то в отличие от маленьких пианистов, кото­рых сразу сажали за большой «взрос­лый» рояль, и скрипачей, которым да­вали в руки маленькую «четвертинку», но настоящую, а не игрушечную, не кукольную скрипочку (о других инст­рументах, как виолончель, баян или духовые, я уж и не говорю), — нашим маленьким певцам предлагалось петь какими-то специально выдуманными специфическими детскими голосами, в какой-то особой эстетике, отстоящей очень далеко от любой взрослой мане­ры пения. Так у меня сложилось поня­тие о «пионерском» пении как специ­фическом жанре детского голосового музицирования, несущем определенное, весьма узкое, эмоционально-образное содержание и определенную, ясно про­читываемую, идеологическую нагрузку: «За детство счастливое наше спасибо, родная страна !» Всему этому я в те годы нашел только одну серьезную альтер­нативу — книгу Д.Огороднова, в кото­рой увидел научный подход к детскому голосу в перспективе его целостного и непрерывного (подобно инструментали­стам) развития, вплоть до взрослого воз­раста.

Знакомство с книгой Огороднова и присутствие на его семинаре в Новоси­бирске укрепили меня в мысли о необ­ходимости применения моего подхода и метода как узко направленного, сугу­бо технологического, отстраненного от музыкально-исполнительских задач и быстро действующего именно в силу этих особенностей. Так возникла идея координационно-тренировочного этапа в развитии голоса. Строго говоря, метод можно было бы переименовать в «ко­ординационно-тренировочный», убрав «здравоохранительный» термин — «фонопедический».

Теперь самый щекотливый, а на са­мом деле, как вы увидите, очень про­стой вопрос — об эстетике. Основное обвинение или мотивы неприятия фонопедического метода развития голоса уважаемыми коллегами, еще по разным причинам не разобравшимися в сущно­сти вопроса, — не эстетичность многих моих упражнений, в том числе внешняя и, естественно, звуковая. А разве все и сразу эстетично у маленьких пианис­тов и скрипачей? А разве эстетичны первые уровни обучения юных танцо­ров? А сколько падают на лед будущие звезды фигурного катания, сколько пота, ушибов и ссадин, боли и слез у малень­ких спортсменов?

Но дело даже и не в этом. Известно, что большинство населения мира придерживается самых разных взглядов при определении, что такое красота в пе­нии. В то же время ни один фониатр не отличит по внешнему виду гортань ев­ропейца от гортани негра, китайца или индейца. Да не надо ни в Африку, ни в Китай. Достаточно наших российских фольклористов послушать. Условная это вещь — эстетика певческого тона, но есть факторы голосообразования безус­ловные: биологическая целесообраз­ность, энергетическая экономичность, акустическая эффективность. И есть защитные механизмы голосообразова­ния, обеспечивающие эти безусловные факторы. Есть еще такие вещи, как само регуляция, самонастройка и самообу­чение живого организма, адаптация его к изменениям окружающей среды (в том числе и акустической!). И есть мозг, который всем этим управляет и работа­ет по одним и тем же законам, что у ребенка, что у взрослого.

Есть только одна технология (не эс­тетика, а технология!) пения, отвечаю­щая всем этим законам, в которой пе­вец или певица могут озвучивать более чем двух октавный диапазон, заполнять голосом огромные залы, соревноваться в звучности с симфоническим оркест­ром, обходиться без микрофонов, петь по несколько часов ежедневно в тече­ние десятков лет. Только в этой техно­логии достигают одинаковых результа­тов певцы всех рас и национальностей. Эстетика академического певческого тона, европейского оперно-концертного пения является автоматическим произ­водным от действия всех перечислен­ных выше факторов. Если все делается по этим законам — она просто не мо­жет не появиться даже у абсолютно глу­хого человека. Представьте себе: человек не слышит и не представляет себе никакого тона, никакой эстетики, но если у него включаются все необходи­мые и достаточные механизмы и усло­вия голосообразования, он издает тон, весьма приближающийся к певческому и именно академическому! Вывод толь­ко один: детей можно и должно обу­чать сразу (!) взрослой академической технологии пения. Такое обучение ав­томатически обеспечивает и развитие, и охрану детского голоса и уже давно является повседневной практикой сотен хормейстеров и учителей музыки.

Я предлагаю технологию развития голоса. Вопрос репертуара и уровня музыкального развития — это вопрос других специалистов и самих учителей. Если хорошо звучащий хор поет без­вкусно и немузыкально, это — пробле­ма личности хормейстера, а не метода, которым он или она пользуется. Если дети поют красивыми голосами, но фаль­шиво, надо не искать проколы в методе развития голоса (неважно, чьем), а за­ниматься сольфеджио. От чего хотелось бы мне предостеречь уважаемых кол­лег — от неаргументированного отри­цания. Мы это слишком долго проходи­ли. Чем больше будет в «рабочем чемо­дане» учителя разнообразных инстру­ментов, тем легче будет ему работать, тем интереснее будет учиться, а зна­чит, и жить детям.

Инструмент, именуемый фонопедическим методом развития голоса, пред­назначен для достижения на разных уровнях обучения следующих целей. Прежде всего, и как можно раньше, — устранение неравномерности разви­тия голосового аппарата и голосо­вой функции. У любого ребенка, если, как говорят медики, он «практически здоров», скелетная мускулатура, напри­мер, развита относительно равномерно: это жизненно необходимо. Самый сла­бый ребенок все равно ходит, держит корпус вертикально, бегает, прыгает, выполняет множество действий руками. С голосом все иначе. Как только ребе­нок достигает возраста формирования речи, его голос начинает развиваться в узких рамках речевых стереотипов, ре­чевого диапазона и речевой звучности. Рамки эти определены традициями язы­ка, социума, семьи. Все другие прояв­ления голосовой функции начинают подавляться запретами: «не говори гром­ко, не кричи — это неприлично». К школьному возрасту перед нами «вос­питанный ребенок», для которого любой звук, не совпадающий с речью или чуть громче речи, является нару­шением социального табу. Мало того, у ребенка подавлена естественнейшая из функций психической деятельности — имитационная: «Не дразнись!» Но имен­но через имитацию («делай, как я») про­исходит обучение уже у высших жи­вотных. Тут вступает в силу табу во­кального обучения. Почему-то рукой и ногой «делай, как я» (например, в танце) можно, а голосом своим, взрослым, — нельзя: «ребенок ведь маленький!» И бедные хормейстеры и учителя музы­ки, даже имеющие голоса, начинают сами петь придуманными «детскими» голосами, прививая порочные стереоти­пы ребенку и травмируя голосовой ап­парат себе. Где же выход? Его подска­зывает теория экстралингвистической коммуникации (внеязыкового общения), разработанная доктором биологических наук В.Морозовым.

В основе голосовой активности че­ловека лежат так называемые голосо­вые сигналы до речевой коммуникации, заложенные в человеке генетически, эволюционно. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игро­вых ситуаций, в которых дети непри­нужденно восстанавливают естествен­ные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голо­са и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Из­вестно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», спер­ва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сна­чала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная меха­ника, — это путь к интонированию. Хочу музыкантам предложить для раз­мышления нетривиальную идею: в ос­нове интонирования лежат не слуховые представления, а мышечное движение.

Голосообразующее движение — первич­но, слух — вторичен.

Следующий уровень обучения — развитие целесообразного использо­вания режимов работы гортани (ре­гистров), активного голосообразующего выдоха, осуществляемого преиму­щественно внутренней дыхательной мускулатурой (трахея, бронхи, легкие), певческого вибрато и управления его частотой и амплитудой (размахом по высоте и скоростью пульсации), особой формы рта, глотки, положения язы­ка, принятых в академическом пении, особой артикуляции гласных и про­изношения согласных. Все это так на­зываемые показатели певческого голосообразования.

Далее хормейстерам, учителям му­зыки и вокальным педагогам предлага­ется система критериев академичес­кого пения, являющаяся подробным описанием технологического процесса, результатом которого становится специ­фическая эстетика академического во­кала. На высшем уровне обучения, пре­дусмотренном в фонопедическом мето­де развития голоса, идет работа на уп­ражнениях с учетом предложенных кри­териев, а следовательно, и эстетики.

Возвращаясь к названию метода и его сути, добавлю, что все приемы и упражнения найдены, отобраны, состав­лены и описаны по критериям алгорит­мизации. Цель — научить развивать свой голос и голоса учеников с мини­мальной вероятностью ошибочных действий. Так что, если определение «фонопедический» непонятно или уста­рело, «координационно-тренировочный» — длинно, можно назвать метод «ал­горитмическим».

И еще одна мысль. Упомянутые в начале статьи концерты юных солистов повергли в изумление и недоумение часть аудитории сложностью репертуа­ра. Дети поют арии из опер Моцарта, Доницетти, Верди, Пуччини, романсы Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова. Зачем? Не вредно ли это? Не опасно ли для голоса и психики? Встречный вопрос. Если юный скрипач или пианист начал обучение в пять лет, то в каком возрасте он или она будут играть произведения высшей сложнос­ти? Может ли четырнадцатилетний пи­анист, как бы он ни был талантлив, адек­ватно передать эмоционально-образное содержание этюдов Шопена, концертов Рахманинова или фуг Баха? Не ясно ли, что в сорокалетнем возрасте этот же музыкант будет играть ту же музыку совсем о другом?.. Но только в том слу­чае, если технический аппарат его бу­дет сформирован полностью к 14-15 го­дам. А глубина содержания придет с возрастом. Так что, если дети, воспи­танные на приемах и упражнениях фонопедического (алгоритмического) ме­тода развития голоса, поют сложные произведения, это не означает, что кто-то насилует их голоса и нервы. Это — не более, чем подготовка технических и музыкальных возможностей. Нет смысла учить детей чему-либо, что не пригодится им во взрослой жизни. Если у подростка сменятся приоритеты, и его (ее) потянет в эстраду, при сформиро­ванных защитных механизмах голосообразования (голосовая функция едина) пение в других жанрах будет примерно тем же, чем является говорение на дру­гом языке.

От редакции:

Во многих городах, где проходили семина­ры по методу В.Емельянова, стихийно возник­ли базовые коллективы. В Москве таким кол­лективом является школа №324. В следующем номере вы сможете познакомиться с проводи­мыми там практическими занятиями.

-Наверх-

Хостинг от uCoz