…А В ИТОГЕ ОНИ ВСЕ ПОЮТ
В сутках почему-то всего 24 часа!
(поговорка любимой преподавательницы)
12 мая в зале Театра эстрады им. А. Райкина
прошел концерт “Дети с еврейской улицы”, организованный Еврейским общинным центром
Санкт-Петербурга. На сцене выступили три действующих при центре детско-юношеских
музыкальных коллектива: театральная студия “Киндер-йорн” под руководством Л.Борухзон,
ансамбль традиционной музыки “Кле-Земер” под руководством Е.Хаздана и студия
идишского фольклора “Нигун” под руководством А.Георгиевской. И если в первых
двух коллективах некоторые участники уже учатся в консерватории, то в студии
“Нигун” дети в младшей группе еще даже в школу не ходят — впрочем, на качестве
получаемого от выступлений удовольствия это никак не отразилось. В каждом выступлении
была своя прелесть, и каждый из представленных коллективов достоин отдельного
рассказа. Но тема сегодняшнего разговора — студия “Нигун” и ее руководитель
Анастасия Георгиевская.
“Нигун” — особенный коллектив. Все, кто видел выступления детей из этого ансамбля,
несомненно, испытали богатую гамму чувств: от простого умиления (Ах, какие крохи,
а уже поют на идише!) до восхищения (Как поют!!!). Главной же особенностью этого
ансамбля, помимо того, что дети поют на идише, понимая при этом каждое слово
текста и значение его в еврейской традиции, является еще и то, что в него принимают
любого ребенка, и каждый начинает петь.
Как это стало возможно? Кто она, руководитель этого ансамбля? Что привело ее
к идишскому фольклору? Как она работает с детьми? Какие у коллектива планы на
будущее? Все эти и другие вопросы и стали темой беседы с Анастасией Георгиевской.
Мы встретились незадолго до репетиции в помещении Еврейского общинного центра
на ул. Рубинштейна, д. 3. Милая, энергичная, интересная молодая женщина сидела
передо мной.
Корр.: Анастасия, расскажите, как музыка стала главным делом Вашей жизни? Почему
Вы стали заниматься музыкой, пением с детьми?
Анастасия Георгиевская: Сначала я окончила хорошую музыкальную школу (сегодня
это — Охтинский центр гуманитарно-эстетического воспитания), причем фортепианное,
а потом и хоровое отделение, потому что петь любила всегда. Дальше был Педагогический
институт им. Герцена, музыкальный факультет, который и окончила со специализацией
“хоровое дирижирование”. Одновременно с учебой в институте пела в хоре, которым
руководили Елена Геннадьевна Щенникова и Николай Иванович Воробьев. Люди они
были уникальные, настоящие профессионалы, которые учили нас петь музыку светскую
и духовную, западноевропейскую и русскую, любую. А самое главное — они любили
нас всех. Собственно это и повлияло на меня настолько, что я сама потом занялась
преподаванием. Увы, мои преподаватели погибли в автокатастрофе. Чтобы сохранить
уже сделанное ими, мы с подругой решили сами вести занятия с этим хором. Потом
родилась идея создания на базе хора детской хоровой студии для всех детей, которые
хотят учиться петь. Набрали детей просто “с улицы”. Работали увлеченно. И стало
получаться. Мы отдавали много, и дети отдавали много. И они очень хорошо стали
петь. Эти дети уже выросли, но мы продолжаем дружить.
Корр.: А как Вы попали в студию идишского фольклора Еврейского общинного центра
Санкт-Петербурга?
А.Г.: В фольклорную студию Еврейского общинного центра меня однажды пригласила
моя коллега Евгения Владимировна Хаздан. Она считала, что я очень профессионально
занимаюсь вокалом в хоровой области. У нее в студии занимались дети без музыкального
образования, интересующиеся идишским фольклором. Хорошие детки, но что-то у
них не получалось с пением. Это был счастливый случай!
Корр.: В чем же состоят главные особенности Вашей методики занятий с детьми?
Почему дети у Вас так поют?
А.Г.: Я действительно серьезно занимаюсь физиологией пения. Использую интересную
нетрадиционную методику, которую разработал Виктор
Вадимович Емельянов. К этой методике обращаются обычно, когда
все другое уже перепробовано, а результата нет. И остается только поверить в
чудо. Я опробовала эту методику на себе, когда у меня еще в музыкальной школе
возникли проблемы с голосом. Свои проблемы я тогда решила. Методика нестандартная,
странно звучащая. Очень хороша для маленьких детей, потому что это игра. Взрослому
человеку, у которого уже сложилось восприятие того, что хорошо, а что плохо,
сложнее. Но со временем и взрослые понимают, что из этих упражнений рождается
звук, приносящий им удовольствие и здоровье. Дети, которые приходят ко мне заниматься,
через некоторое время перестают болеть. Я учу их дышать по-другому, я даю им
упражнения, которые позволяют справляться с кашлем, насморком. Мы эти упражнения
каждый раз повторяем на занятиях. Это чистое подражание звукам природы, животным,
птицам, звуки доречевой коммуникации — вой, крик и т. п. Я учу детей кричать,
не срывая голос при этом. Ребенок может прийти с какими-то проблемами: абсолютно
не интонирующий, гнусавый, говорящий шепотом, без слуха (по мнению учителей
музыкальной школы), зажатый, а в итоге — ОНИ ВСЕ ПОЮТ. Это интересно, но для
меня главное, что это не вредит здоровью, это помогает детям не болеть.
Корр.: И как же Вы, профессиональный музыкант, решились связать свою жизнь с
народной музыкой? Что привлекло Вас к идишской народной песне?
А.Г.: Четыре года тому назад я пришла в студию еврейского фольклора в Еврейский
общинный центр просто посмотреть, мне интересно было, что это такое. И мне очень
понравилась музыка, очень понравились песни. Мы начали работать. Мне интересно
было этим заниматься. Мне очень нравится еврейская музыкальная культура, ее
идишский пласт. Очень красивый язык, которым я тоже занимаюсь здесь, в Еврейском
общинном центре. Для меня самой важной особенностью в еврейской песне является
то, что она дает свободу. Свободу музыкальную, свободу импровизации, свободу
тональную. То, чему не учат нигде, ни в музыкальных школах, ни в институтах.
Там нас учат играть по нотам, дирижировать по нотам, играть в строго определенных
тональностях. А когда начинаешь заниматься устной традицией и устной культурой,
то понимаешь, что эта нотная ограниченность совершенно не дает полной картины
музыкальных красок. Для меня было очень важно понять, что, занимаясь еврейской
народной культурой, я расту как музыкант.
Корр.: Но идиш? Зачем современному человеку, нашим детям знать язык прошлого?
А.Г.: Но хорошо петь, не понимая то, о чем ты поешь, невозможно! Значит надо
учить язык. Да, это непросто. Для начала у ребенка надо вызвать уверенность,
что он может. Представьте, он пришел заниматься и на первых же занятиях уже
выучил три песни (на два слова) на идише! Да еще он узнал какой-то обычай или
традицию, связанную с этой песенкой. Приходит домой и поет. Ребенок счастлив.
Родные счастливы... Естественно, детям каждое слово переводится, иначе они не
могли бы выучить тот репертуар, который они поют. Они уже сейчас сами переводят,
старшие по крайней мере. И малыши улавливают на слух многое. Главное, на первом
этапе, чтобы ребенку было интересно и он хотел ходить на занятия. Я делаю все
возможное для того, чтобы ребенок стремился сюда, потому что ему здесь хорошо.
В изучении идиша и традиции очень помогают семейные лагеря, которые мы проводим
несколько раз в год под названием “Клезштетл” (“Клезмерское местечко”). В рамках
этой программы дети и их родители выезжают загород, где и те, и другие, вместе
и порознь, учат идиш, изучают еврейскую традицию, знакомятся с народными обычаями,
участвуют в репетициях и обсуждениях, играют и отдыхают. И может быть самое
важное (по признаниям самих участников этой программы) то, что происходит изменение
самоидентификации: я — еврей не только потому, что у меня в паспорте так написано,
но потому, что я понимаю о чем поется в этих песнях, меня волнует и восхищает
их поэтика и мелодика, мне нравится чувствовать себя частью еврейского народа.
Невозможно переоценить значение этой программы для ее участников. После выездов
в лагеря “Клезштетл” многие родители начали посещать занятия по идишу в Еврейском
общинном центре. Дети и их родители расширяют круг совместного общения, по-новому
раскрываются друг для друга. В этих выездах кроме студии “Нигун” участвуют и
дети (и их родители) из ансамбля “Кле-земер”, театра “Киндер-йорн”, да и просто
знакомые, интересующиеся еврейской песенной и инструментальной традицией. Всем,
изъявляющим желание ехать с нами, мы никогда не отказываем — ведь в результате
у нас пополняется коллектив.
Корр.: Как часто проходят занятия с детьми?
А.Г.: Занятия проходят раз в неделю, в воскресенье. Чаще не получается, потому
что ходят к нам нормальные еврейские дети, у которых помимо нашей студии есть
еще и занятия танцами, и языками иностранными, и бассейн, и многое другое. Со
старшими детьми мы занимаемся два раза в неделю. Единственным домашним заданием
для детей является обдумывание и выучивание текстов. Ребенок неделю думает над
тем, что учит, а потом на занятии выкладывает что-то в музыкальном или в словесном
плане — не важно как, но он это свое понимание мне выдает. Иногда мы спорим,
потому что не всегда у меня и у ребенка совпадает видение и понимание песни.
И каждый доказывает свое, и мы пытаемся прийти к компромиссу и, таким образом,
рождается то, что мы потом показываем на сцене. Я даю детям возможность почувствовать,
что они тоже многое могут, многое знают: и о еврейской культуре, и о музыке.
Многие дети из нашей студии легко поступают в музыкальные школы.
Корр.: Начиная с какого возраста дети могут заниматься у Вас?
А.Г.: У нас в младшей группе дети в возрасте от пяти до десяти лет, а в старшей
— от десяти до семнадцати. У старших детей, кроме воскресных хоровых занятий,
есть еще и индивидуальные занятия по вокалу. Дети готовы заниматься столько
угодно, когда им это нравится.
Корр.: Да, дети много занимаются. А есть ли у них возможность продемонстрировать
свои достижения?
А.Г.: Результаты занятий дети демонстрируют на концертах (минимум дважды в год),
а также принимая участие в фестивалях и конкурсах (ежегодный Фестиваль еврейской
книги, ежегодный Фестиваль клезмерской музыки “Клезфест в Петербурге” и др.).
Сейчас у нас в ансамбле есть два старших солиста, участвующие вместе со мной
в летней программе “Клезфеста”, на которую преподавать приезжают известные исполнители
еврейской песни и традиционной инструментальной музыки из США и Англии. “Клезфест”
— программа для взрослых исполнителей, но наши дети, благодаря высокому уровню
подготовки, удостаиваются чести и участвуют в этом вместе с взрослыми. Наши
зарубежные гости привозят новые записи, новый репертуар, объясняют и показывают
как традиционно исполняются еврейские песни. Передача этих тонкостей возможна
только непосредственно от мастера к ученику, “из рук в руки”... Наш солист Митя
Гордон, как участник “Клезфеста”, в прошлом году ездил с концертами в Мурманск
и Петрозаводск вместе с такими яркими певцами, как Ефим Черный, Марина Якубович
и Алина Ивах, под руководством замечательного музыканта Леонида Давидовича Сонца,
непременного участника всех петербургских “Клезфестов”. Я тоже участвовала в
той концертной программе... А в этом году наша солистка Маша Цейтлина ездила
в Казань на второй Всероссийский конкурс исполнителей еврейской песни и танца
имени Леонида Сонца. В прошлом году Л.Сонц сам организовал и провел этот конкурс,
а теперь, после его смерти, казанцы решили продолжить это начинание в память
о нем. Маша Цейтлина привезла из Казани два диплома: лауреатский – второе место
среди исполнителей — и диплом зрительских симпатий. Конечно, это настоящий успех,
к которому мы шли четыре года.
Корр.: Что Вы сами считаете главным в своей работе с детьми? Что, на Ваш взгляд,
отличает занятия в Вашей студии?
А.Г.: Главное, я стараюсь дать детям почувствовать, что они что-то могут, только
тогда они хотят заниматься. Это такая радость — занятия с детьми, когда в итоге
что-то получается. Когда к тебе приводят ребенка, которому еще в детском садике
или в школе сказали, что у него нет никаких музыкальных способностей, и через
два-три месяца этот ребенок свободно интонирует, свободно выходит на концерт
и поет соло. Это и есть самая большая радость для меня.
Корр.: А что, если к Вам в студию родители или бабушки захотят привести своих
детей? Или наши самостоятельные подростки, никогда раньше не занимавшиеся пением,
сами захотят приобщиться к изучению идишского фольклора?
А.Г.: Сейчас в коллективе 16 участников. Если придут новые дети, это будет очень
здорово!
Дети любят удачливых и красивых, уверенных в себе людей. Анастасия Георгиевская
вполне отвечает этим требованиям, и дети действительно ее любят, а она их. А
в итоге они все поют!
Беседовала С. КАРАБИНСКАЯ