ФОНОПЕДИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ГОЛОСА

На предлагаемой странице предлагается информация для всех, кто имеет проблемы с голосообразованием на бытовом и (или) профессиональном уровне. Профессиональный уровень предполагается не певческий, а речевой. Профессии - все, где в трудовом процессе используется устная речь, выходящая за пределы обычного бытового общения (лекции, уроки, выступления, громкие команды, крик на большое расстояние без средств электроусиления и т.п.).
Назовём такую ситуацию трудовой деятельности СИТУАЦИЯ ПОВЫШЕННОЙ ГОЛОСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (далее - СПГО).
Информация на странице является "информацией к размышлению". Читатель узнает основные общие причины неприятностей подстерегающих всех несущих голосовую нагрузку, узнает, что проблемы с голосообразованием могут быть разрешены в процессе самостоятельной работы по разработанному алгоритму. Будет разъяснён смысл этого алгоритма, режим работы, где и как обучиться.
Введём некоторые ограничения рассмотрения вопроса. Прежде всего необходимо отмежеваться от фониатрической стороны проблемы. Если установлен фониатрический диагноз то и лечить заболевание необходимо фониатрическими же средствами: вливаниями лекарственных веществ в гортань, физиотерапией или хирургическим вмешательством. (Сразу оговорю: диагноз может ставить именно и только фониатр. Просто ЛОР - врач не компетентен.) Но фониатр может поставить и такой диагноз "функциональная афония" или "функциональная дисфония" т.е. полное или частичное отсутствие голоса при объективно нормальном голосовом аппарате. Как правило, в таких случаях назначается общеукрепляющее лечение, голосовой покой, консультации у невропатолога и работа с ФОНОПЕДОМ. Необходимо развести эти профессии. ФОНИАТР ЛЕЧИТ ОРГАН, а ФОНОПЕД КОРРЕКТИРУЕТ ФУНКЦИЮ. Фонопедия - это процесс обучения управлению голосовой функцией, дающей сбои. Если функциональные расстройства голосообразования начинаются и периодически воспроизводятся у лиц постоянно работающих в СПГО. фониатр может порекомендовать сменить профессию или найти вариант работы без голосовой нагрузки. Очевидно, что это далеко не всегда возможно. Для таких случаев и для таких лиц может быть полезна предлагаемая информация.
Может пригодиться нижеследующая информация лицам перенесшим хирургическое вмешательство на гортани ПРИ ЕЁ СОХРАННОСТИ. Автор текста имеет большой клинический опыт работы с послеоперационными ситуациями. Необходимо только иметь ввиду, что рекомендации общего характера в таких случаях неприменимы и необходима личная встреча и индивидуальная консультация. Давность хирургического вмешательства, пол и возраст консультируемого несущественны.
Также необходимо отмежеваться от проблем общей культуры речи - смысловой и дикционной. Этим вопросам посвящено достаточно большое количество работ отечественных и зарубежных авторов. В то же время, рекомендации предлагаемые в подавляющем большинстве такого рода публикаций в отношении самого инструмента речи - голоса не выдерживают ни какой критики и представляют собою перепевы вокально-педагогической традиции или традиции "постановки голоса" в курсе сценической речи. В общем эти рекомендации сводятся к благим пожеланиям и не являются алгоритмом даже для лиц особо одарённым в голосовом отношении. При наличии расстройства голосообразования традиционные рекомендации могут быть восприняты как насмешка: "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным".
Главное, что необходимо понять и принять желающим привести свой голос в норму здоровья и сделать его неуязвимым для любой нагрузки и без чего трудно будет освоить предлагаемые алгоритмы реабилитации и профилактики может быть выражено тремя нижеследующими тезисами.
1. Голосовой аппарат и голосовая функция человека не предназначены для речи природным эволюционным процессом. Любая повышенная нагрузка может переноситься безболезненно только если голосовой аппарат и голосовая функция возвращаются к своему естественному режиму работы и на нём базируются осознанно и целенаправленно. Что это за режим и как его осознать и освоить является целью и основой предлагаемых алгоритмов.
2. Абсолютно все представители биологического вида homo sapiens в своём бытовом общении используют не свой собственный природный голос, которого они не знают, а тот голос, который навязан им семьёй, социумом и средствами массовой информации. Из-за этого прежде всего и возникают расстройства голосообразования. Поиск своего голоса, знакомство с ним, закрепление его в бытовом общении и профессиональной деятельности является целью и основой предлагаемых алгоритмов.
3. Естественный режим работы голосового аппарата, свой собственный индивидуальный и неповторимый голос не могут быть найдены подражательно или эмпирически (т.е. методом проб и ошибок). В поиске и закреплении действуют пусковые механизмы саморегуляции (природной автоматики) и защитные механизмы голосообразования. Запуск саморегуляции, создание оптимальных условий для её функционирования, формирование защитных механизмов голосового аппарата является целью и основой предлагаемых алгоритмов.
Развернём более подробно каждый тезис. Голосовая функция человека формировалась в весьма отдалённый период с той же целью и по тем же законам, что голосовая функция высших животных. Животные в спокойном самочувствии звуков не издают. Голосовая функция включается в экстремальных эмоциональных ситуациях как один из инструментов важнейших поведенческих программ (выживание вида, выживание индивида, иерархия в стае). Отсюда нацеленность функции на подачу сигналов, свидетельствующих о половой принадлежности, агрессивности или дружелюбии, физической мощи, доминировании или подчинении и т.п. Соответственно нацеленности функции происходило и формирование голосового аппарата: для издавания громких звуков и не очень часто. Речь предъявляет противоположные требования: тихо, но много и долго. Тихо по отношению, например, к крику. Или завыванию. Или визгу. Или рычанию. Названные звуки, а также многие другие, в биоакустике называются ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ (далее - ГСДК). Именно для них предназначен голосовой аппарат и именно в них заключена тайна естественного голосообразования, здоровья и неутомимости голосового аппарата.
Не следует думать, что хаотичное издавание упомянутых звуков само собою приведёт к успеху. Необходимо познать их биомеханику и энергетику и научиться применять в спокойной с виду, но энергетически и эмоционально насыщенной речи. Вспомним неутомимость кричащих младенцев и неутомимые и мощные голоса оперных певцов. В основе лежит одно и то же - ГСДК. Многим, наверное приходилось встречаться с людьми, которые казалось бы и говорят спокойно, а вокруг всё гудит. Сила их голоса в спокойной речи может оказаться больше силы крика среднего в голосовом отношении человека. Итак, в основе алгоритма формирования неутомимого мощного выразительного голоса лежат не сами ГСДК, а их эмоциональные источники, физиологические механизмы и уровень энергетических затрат. Подход ко всему этому осуществляется в алгоритме не подражательно, не методом проб и ошибок, а при помощи пусковых механизмов природной автоматики.
Естественность голосообразования и равномерность развития голосового аппарата и голосовой функции ребёнка начинает постепенно тормозиться в период формирования речи и окончательно прекращается при вхождении в социум с его ограничениями и запретами. Если к школьному возрасту ребёнок, считающийся "практически здоровым" в достаточной степени владеет своим телом, чтобы передвигаться и совершать необходимые бытовые действия, а, значит, имеет достаточно развитую для существования мускулатуру, то в голосовом отношении всё обстоит иначе. Дети не могут выполнить простейших голосовых интонационных заданий, говорят тихо, невыразительно. Голоса вырываются только в игре или конфликте. К среднему школьному возрасту прекращаются и эти проявления. Одной из задач алгоритма формирования голоса для СПГО является УСТРАНЕНИЕ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ.
Речевое голосообразование формируется в раннем детстве сугубо подражательно. Образцами выступают члены семьи, которые могут иметь весьма несовершенные и даже проблемные голоса. Всё это впитывается ребёнком, накладывается на процесс роста и взросления. Подключаются образцы социума: воспитатели, учителя, соученики, средства массовой информации, молодёжная субкультура. Подросткам - юношам приходиться самостоятельно, т.е. стихийно, хаотично осваивать новый мужской голос. Этот процесс идёт также неосознанно - подражательно. В результате взрослый человек приступая к деятельности с СПГО может иметь речевой голос абсолютно не соответствующий истинной природе его голосового аппарата. Например, мужчина высокого роста с большой гортанью говорит тихим высоким голосом на поднятой к подбородку гортани, в то время как для него был бы естественен мощный бас на опущенной гортани. Или высокая полная дама щебечет детским голосочком, а миниатюрная девушка хрипло басит и не потому, что курит, а просто по другому не умеет. Так сформировалась голосовая функция. Пока все приведённые примеры существуют на бытовом плане общения - это может продолжаться бесконечно долго. Как только наступает СПГО даже в единичном случае (надо где-то почему-то раз в жизни выступить перед аудиторией) может быть отказ функции с самыми неприятными последствиями для аппарата. А при постоянном использовании "не своего" голоса неприятности могут быть вплоть до онкологии.
Мировая медицина имеет опыт хирургического устранения у новорожденных аппендикса (червеобразного отростка слепой кишки) и миндалевидных желез (гланд) с целью профилактики аппендицита и ангины. Опыт показал, что в организме человека нет ничего лишнего, ненужного: прооперированные стали болеть дисбактериозом кишечника, ларингитами и фарингитами. Точно также нет ничего лишнего и ненужного в голосовой функции человека. Даже если какие-то звуки голосового аппарата не применяются в речи в данном языке или в данном социуме, не входят в эстетику пения данного этноса в данную эпоху, - это не значит, что такие звуки не могут быть применены с обучающими или лечебно-профилактическими целями. Применение звуков голоса не входящих в обыденную разговорную речь, составление из таких звуков определённых последовательностей, обострённое внимание к переходным процессам и пороговым эффектам оказывает терапевтическое координирующее и тренирующее воздействие на голосовой аппарат и голосовую функцию.
Чем дальше отстоит какое-либо проявление голосовой функции от привычного речевого голосообразования, тем в большей степени включается природная автоматика - механизмы саморегуляции, помогающие найти оптимальную высоту, звучность и тембр речевого тона.
Наука о голосе как биоакустическом явлении давно раскрыла секрет физиологических и акустических приспособлений, используемых в профессии где самая большая нагрузка на голосовой аппарат - в оперном пении. Эти приспособления являются защитными механизмами голосообразования и могут быть включены, развиты и использованы в речи для СПГО у любого человека независимо от пола возраста и исходного состояния голоса. Дело времени и тренажа.

- Наверх-

Хостинг от uCoz