ФОНОПЕДИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ГОЛОСА
На предлагаемой странице предлагается информация
для всех, кто имеет проблемы с голосообразованием на бытовом и (или) профессиональном
уровне. Профессиональный уровень предполагается не певческий, а речевой. Профессии
- все, где в трудовом процессе используется устная речь, выходящая за пределы
обычного бытового общения (лекции, уроки, выступления, громкие команды, крик
на большое расстояние без средств электроусиления и т.п.).
Назовём такую ситуацию трудовой деятельности СИТУАЦИЯ ПОВЫШЕННОЙ ГОЛОСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
(далее - СПГО).
Информация на странице является "информацией к размышлению". Читатель
узнает основные общие причины неприятностей подстерегающих всех несущих голосовую
нагрузку, узнает, что проблемы с голосообразованием могут быть разрешены в процессе
самостоятельной работы по разработанному алгоритму. Будет разъяснён смысл этого
алгоритма, режим работы, где и как обучиться.
Введём некоторые ограничения рассмотрения вопроса. Прежде всего необходимо отмежеваться
от фониатрической стороны проблемы. Если установлен фониатрический диагноз то
и лечить заболевание необходимо фониатрическими же средствами: вливаниями лекарственных
веществ в гортань, физиотерапией или хирургическим вмешательством. (Сразу оговорю:
диагноз может ставить именно и только фониатр. Просто ЛОР - врач не компетентен.)
Но фониатр может поставить и такой диагноз "функциональная афония"
или "функциональная дисфония" т.е. полное или частичное отсутствие
голоса при объективно нормальном голосовом аппарате. Как правило, в таких случаях
назначается общеукрепляющее лечение, голосовой покой, консультации у невропатолога
и работа с ФОНОПЕДОМ. Необходимо развести эти профессии. ФОНИАТР ЛЕЧИТ ОРГАН,
а ФОНОПЕД КОРРЕКТИРУЕТ ФУНКЦИЮ. Фонопедия - это процесс обучения управлению
голосовой функцией, дающей сбои. Если функциональные расстройства голосообразования
начинаются и периодически воспроизводятся у лиц постоянно работающих в СПГО.
фониатр может порекомендовать сменить профессию или найти вариант работы без
голосовой нагрузки. Очевидно, что это далеко не всегда возможно. Для таких случаев
и для таких лиц может быть полезна предлагаемая информация.
Может пригодиться нижеследующая информация лицам перенесшим хирургическое вмешательство
на гортани ПРИ ЕЁ СОХРАННОСТИ. Автор текста имеет большой клинический опыт работы
с послеоперационными ситуациями. Необходимо только иметь ввиду, что рекомендации
общего характера в таких случаях неприменимы и необходима личная встреча и индивидуальная
консультация. Давность хирургического вмешательства, пол и возраст консультируемого
несущественны.
Также необходимо отмежеваться от проблем общей культуры речи - смысловой и дикционной.
Этим вопросам посвящено достаточно большое количество работ отечественных и
зарубежных авторов. В то же время, рекомендации предлагаемые в подавляющем большинстве
такого рода публикаций в отношении самого инструмента речи - голоса не выдерживают
ни какой критики и представляют собою перепевы вокально-педагогической традиции
или традиции "постановки голоса" в курсе сценической речи. В общем
эти рекомендации сводятся к благим пожеланиям и не являются алгоритмом даже
для лиц особо одарённым в голосовом отношении. При наличии расстройства голосообразования
традиционные рекомендации могут быть восприняты как насмешка: "лучше быть
богатым и здоровым, чем бедным и больным".
Главное, что необходимо понять и принять желающим привести свой голос в норму
здоровья и сделать его неуязвимым для любой нагрузки и без чего трудно будет
освоить предлагаемые алгоритмы реабилитации и профилактики может быть выражено
тремя нижеследующими тезисами.
1. Голосовой аппарат и голосовая функция человека не предназначены для речи
природным эволюционным процессом. Любая повышенная нагрузка может переноситься
безболезненно только если голосовой аппарат и голосовая функция возвращаются
к своему естественному режиму работы и на нём базируются осознанно и целенаправленно.
Что это за режим и как его осознать и освоить является целью и основой предлагаемых
алгоритмов.
2. Абсолютно все представители биологического вида homo sapiens в своём бытовом
общении используют не свой собственный природный голос, которого они не знают,
а тот голос, который навязан им семьёй, социумом и средствами массовой информации.
Из-за этого прежде всего и возникают расстройства голосообразования. Поиск своего
голоса, знакомство с ним, закрепление его в бытовом общении и профессиональной
деятельности является целью и основой предлагаемых алгоритмов.
3. Естественный режим работы голосового аппарата, свой собственный индивидуальный
и неповторимый голос не могут быть найдены подражательно или эмпирически (т.е.
методом проб и ошибок). В поиске и закреплении действуют пусковые механизмы
саморегуляции (природной автоматики) и защитные механизмы голосообразования.
Запуск саморегуляции, создание оптимальных условий для её функционирования,
формирование защитных механизмов голосового аппарата является целью и основой
предлагаемых алгоритмов.
Развернём более подробно каждый тезис. Голосовая функция человека формировалась
в весьма отдалённый период с той же целью и по тем же законам, что голосовая
функция высших животных. Животные в спокойном самочувствии звуков не издают.
Голосовая функция включается в экстремальных эмоциональных ситуациях как один
из инструментов важнейших поведенческих программ (выживание вида, выживание
индивида, иерархия в стае). Отсюда нацеленность функции на подачу сигналов,
свидетельствующих о половой принадлежности, агрессивности или дружелюбии, физической
мощи, доминировании или подчинении и т.п. Соответственно нацеленности функции
происходило и формирование голосового аппарата: для издавания громких звуков
и не очень часто. Речь предъявляет противоположные требования: тихо, но много
и долго. Тихо по отношению, например, к крику. Или завыванию. Или визгу. Или
рычанию. Названные звуки, а также многие другие, в биоакустике называются ГОЛОСОВЫЕ
СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ (далее - ГСДК). Именно для них предназначен голосовой
аппарат и именно в них заключена тайна естественного голосообразования, здоровья
и неутомимости голосового аппарата.
Не следует думать, что хаотичное издавание упомянутых звуков само собою приведёт
к успеху. Необходимо познать их биомеханику и энергетику и научиться применять
в спокойной с виду, но энергетически и эмоционально насыщенной речи. Вспомним
неутомимость кричащих младенцев и неутомимые и мощные голоса оперных певцов.
В основе лежит одно и то же - ГСДК. Многим, наверное приходилось встречаться
с людьми, которые казалось бы и говорят спокойно, а вокруг всё гудит. Сила их
голоса в спокойной речи может оказаться больше силы крика среднего в голосовом
отношении человека. Итак, в основе алгоритма формирования неутомимого мощного
выразительного голоса лежат не сами ГСДК, а их эмоциональные источники, физиологические
механизмы и уровень энергетических затрат. Подход ко всему этому осуществляется
в алгоритме не подражательно, не методом проб и ошибок, а при помощи пусковых
механизмов природной автоматики.
Естественность голосообразования и равномерность развития голосового аппарата
и голосовой функции ребёнка начинает постепенно тормозиться в период формирования
речи и окончательно прекращается при вхождении в социум с его ограничениями
и запретами. Если к школьному возрасту ребёнок, считающийся "практически
здоровым" в достаточной степени владеет своим телом, чтобы передвигаться
и совершать необходимые бытовые действия, а, значит, имеет достаточно развитую
для существования мускулатуру, то в голосовом отношении всё обстоит иначе. Дети
не могут выполнить простейших голосовых интонационных заданий, говорят тихо,
невыразительно. Голоса вырываются только в игре или конфликте. К среднему школьному
возрасту прекращаются и эти проявления. Одной из задач алгоритма формирования
голоса для СПГО является УСТРАНЕНИЕ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА
И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ.
Речевое голосообразование формируется в раннем детстве сугубо подражательно.
Образцами выступают члены семьи, которые могут иметь весьма несовершенные и
даже проблемные голоса. Всё это впитывается ребёнком, накладывается на процесс
роста и взросления. Подключаются образцы социума: воспитатели, учителя, соученики,
средства массовой информации, молодёжная субкультура. Подросткам - юношам приходиться
самостоятельно, т.е. стихийно, хаотично осваивать новый мужской голос. Этот
процесс идёт также неосознанно - подражательно. В результате взрослый человек
приступая к деятельности с СПГО может иметь речевой голос абсолютно не соответствующий
истинной природе его голосового аппарата. Например, мужчина высокого роста с
большой гортанью говорит тихим высоким голосом на поднятой к подбородку гортани,
в то время как для него был бы естественен мощный бас на опущенной гортани.
Или высокая полная дама щебечет детским голосочком, а миниатюрная девушка хрипло
басит и не потому, что курит, а просто по другому не умеет. Так сформировалась
голосовая функция. Пока все приведённые примеры существуют на бытовом плане
общения - это может продолжаться бесконечно долго. Как только наступает СПГО
даже в единичном случае (надо где-то почему-то раз в жизни выступить перед аудиторией)
может быть отказ функции с самыми неприятными последствиями для аппарата. А
при постоянном использовании "не своего" голоса неприятности могут
быть вплоть до онкологии.
Мировая медицина имеет опыт хирургического устранения у новорожденных аппендикса
(червеобразного отростка слепой кишки) и миндалевидных желез (гланд) с целью
профилактики аппендицита и ангины. Опыт показал, что в организме человека нет
ничего лишнего, ненужного: прооперированные стали болеть дисбактериозом кишечника,
ларингитами и фарингитами. Точно также нет ничего лишнего и ненужного в голосовой
функции человека. Даже если какие-то звуки голосового аппарата не применяются
в речи в данном языке или в данном социуме, не входят в эстетику пения данного
этноса в данную эпоху, - это не значит, что такие звуки не могут быть применены
с обучающими или лечебно-профилактическими целями. Применение звуков голоса
не входящих в обыденную разговорную речь, составление из таких звуков определённых
последовательностей, обострённое внимание к переходным процессам и пороговым
эффектам оказывает терапевтическое координирующее и тренирующее воздействие
на голосовой аппарат и голосовую функцию.
Чем дальше отстоит какое-либо проявление голосовой функции от привычного речевого
голосообразования, тем в большей степени включается природная автоматика - механизмы
саморегуляции, помогающие найти оптимальную высоту, звучность и тембр речевого
тона.
Наука о голосе как биоакустическом явлении давно раскрыла секрет физиологических
и акустических приспособлений, используемых в профессии где самая большая нагрузка
на голосовой аппарат - в оперном пении. Эти приспособления являются защитными
механизмами голосообразования и могут быть включены, развиты и использованы
в речи для СПГО у любого человека независимо от пола возраста и исходного состояния
голоса. Дело времени и тренажа.