ОСНОВА МЕТОДА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА к программе "Голосята"

1. Состав учащихся:

Дети  обоих полов в возрасте  от 3-х до 7-ми  лет  без  отбора по нали­чию музыкальных и  голосовых данных, развитости и качеству речи.

2. Цели и  задачи.

Целью программы "Голосята" является развитие  голосового аппарата и голосовой функции ребёнка как носителей речи, развитие  эмоцио­нального и  звуковысотного слуха и способности эмоционального и звуковысотного интонирования, фонематического слуха, профилактика расстройств  голосовой функции и  заболеваний  голосового аппарата. Задачи программы: в процессе игровой деятельности познание режимно-энергетических возможностей  голосового аппарата и форми­рование простейших навыков управления  режимами работы  гортани и  энергетикой дыхания; осознание управляемости артикуляционной мускулатуры и соединение  артикуляционных действий с  голосообразованием; познание  связи движений и положений корпуса и конечностей с  голосообразующими движениями и работой дыхания; активизация  эволюционно древних уровней  голосовой активности и введение их в  осознанную имитационную деятельность; соединение голосообразущих действий с представлениями  об изменениях простра­нства, времени, света, цвета, поверхности, консистенции, плотнос­ти, температуры, эмоциональных оценок и самочувствия.

3. Обоснование  целей. (Актуальность программы)

Ухудшающая  экологическая обстановка, вынуждающая слизистую оболоч­ку верхних дыхательных путей и в т. ч. голосовой аппарат работать в  режиме  "фильтра-отстойника"; увеличение вероятности  онкологии гортани; неравномерность развития  голосового аппарата и  голосовой функции в условиях спонтанного формирования речи в семье; агрес­сивность звуковой среды обитания, отсутствие в  обществе в целом и в средствах массовой информации в частности эталона  голосообразования и речи, обилие в популярной музыке, в т. ч. детской физио­логически  нецелесообразных, травмирующих способов  голосообразования, отсутствие  традиций семейного музицирования, информационная избыточность и много вариантность фонетики русского языка.

4. Продолжительность обучения.

В согласовании с учебным планом ДДЦ и нормативами нагрузки.

5.  Основные условия  реализации целей.

Использование программы "Развивающие  голосовые игры"  в соответст­вии с критериями работы голосового аппарата ребёнка:  биологическая целесообразность,  энергетическая экономичность,  акустическая  эффек­тивность.  Точное соблюдение  биоакустический ограничений  голосовой деятельности ребёнка,  оптимальной звуковысотности и энергетики в певческой деятельности.

6.  Тематический план.

6.1.  Артикуляционная  гимнастика.

6.2.  Шумовые  звуки артикуляционного аппарата  (глухие и звонкие  соглас­ные)  с подготовкой акустического объёма и активизацией пальцев.

6.3.  Осознание  озвученности вдоха и выдоха через инспираторного фона­цию.

6.4.  Артикуляция  гласных в  грудном режиме  с удержанием постоянного объ­ёма ротоглоточной полости.

6.5.  Артикуляция  гласных с удержанием постоянного акустического объёма при переходе из  грудного в фальцетный режим на вопросно-ответной интонации  с  отслеживанием межрегистрового порогового эффекта.

6.6.  Развитие вибранта  гортани  (штро-бас-регистр).

6.7.  Связь объёмно-пространственных представлений  с  высотой и силой тона,  режимами работы гортани,  движениями и положениями тела.

6.8.  Соединение  вибранта гортани,  грудного и фальцетного режимов в не­прерывном голосообразующем действии на восходящей интонации.

6.9. Вибрант мягкого нёба.

6.10. Вибрант  губ.

6.11 .Произвольная активизация фонационного выдоха  экспульсивным актом.

6.12.Включение  сонорных согласных в  грудном режиме  с  применением вибра­нта  гортани,  вибранта  губ,  экспульсивного акта.

6.13.Включение и  осознание  заднеязычного носового сонанта. 3.14.Осознание  беззвучного потока воздуха через  гортань.

6.15.Ссознание  беззвучного смыкания  голосовых складок.

6.16.Соотнесение  беззвучного и  озвученного в  грудном режиме  смыкания голосовых складок с подготовкой артикуляционного аппарата и акти­визацией кистей рук*

6.17.Ассоциативная  связь увеличения  объёмно-пространственных размеров с активностью голосообразования в  грудном режиме  с  охранно-регулирующей функцией межрегистрового порогового эффекта от вибранта гортани к грудному режиму.

6.18.  Осознание  голосового сигнала до речевой коммуникации  (ГСДК) «крик».

6.19.  Осознание ГСДК "крик-вой"  с  охранительно-регулирующей функцией межрегистрового порогового эффекта от  грудного к фальцетному ре­жиму.

6.20.  Осознание ГСДК "крик-вой-визг"  с  охранительно-регулирущим порого­вым эффектом,

6.21.  Соединение четырёх режимов работы гортани с  охранителъно-регулирующим пороговыми  эффектами в единое голосообразующее действие с ГСДК и действиями тела и рук.

6.22.  Осознание и метроритмическая имитация механизма ГСДК "смех". Соединение ТСДД "смех" с текстом в едином речевом потоке,

6.23.  Соединение вибранта губ с  гласным в едином движении на фиксирован­ном музыкальном задании.

6.24.  Соединение вибранта гортани с  грудным режимом на фиксированном музыкально-фонетическом задании.

6.25.  Чередование   беззвучного  смыкания  голосовых складок  с  бесшумным вдохом и музыкально-фонетическим заданием в грудном режиме с фик­сацией положения  грудной клетки и точной артикуляции  гласных,

6.26.  Активизация фонационного выдоха в  грудном режиме на музыкальном задании.

6.27.  Смеховая  пульсация на музыкальном задании.

6.28.  Фиксация положений языка на музыкальном задании,

6.29.  Вибрант  губ  с переходом из  грудного в фальцетный режим на фикси­рованных музыкальных интервалах.

6.30.  Вибрант  губ с переходом из  грудного в фальцетный режим и с чере­дованием с  гласным на фиксированных музыкальных интервалах.

6.31.  Соединение вибранта гортани,  грудного и фальцетного режимов в едином голосообразующем движении на музыкальном задании с исполнением музыкальных интервалов через межрегистровый пороговый  эффект  от грудного к фальцетному режиму.

6.32.  Активизация фонационного выдоха в  грудном режиме  с переходом в фальцетный черв пороговый эффект.

6.33.  Вибрант губ в фальцетном режиме на фиксированном музыкальном за­дании в чередовании с  гласным на  разных ступенях лада.

6.34.  Активизация фонационного выдоха в фальцетном режиме на музыкальном задании в чередовании с  гласным на разных ступенях лада.

6.35.  Смеховая пульсация в фальцетном режиме  с музыкальным заданием.

6.36.  Смеховая пульсация   в соединении  с активизацией фонационного выдо­ха на музыкальном задании.

6.37.   Фиксированное положение языка с переходом в фальцетный режим на музыкальном  задании.

7.    Содержание  программы.

Формирование умений и навыков управления  голосом в речи и в пении. Развитие  показателей певческого  голосообразования.  Формирование регули­ровочного образа  собственного  голоса ребёнка на основе эталона академи­ческого певческого тона,

8.  Оценка результатов.

Выполнение артикуляционных, фонетических, интонационных, звуковысотных заданий в требуемом режиме работы гортани, требуемой звучности и с пре­ложенной эмоциональной окраской. Общее улучшение разборчивости и выра­зительности речи. Появление устойчивого интереса к явлениям вокального искусства, формирование собственной системы ценностей. Появление устой­чивого интереса к собственной певческой и декламационно-исполнительской деятельности. Улучшение слухового анализа и интонирования на уроках музыки(сольфеджио).

9.  Учебно-методическая  база.

В. Емельянов  "Фонопедический метод развития  голоса"  1-й и 2-й /ровни обучения.  В. Емельянов,  И. Трифонова  "Развивающие  голосовые игры.      В. Емельянов  "Развитие  голоса.  Координация и тренаж".

-Наверх-

Хостинг от uCoz