|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе "Голосята"
1. Состав учащихся:
Дети обоих полов в возрасте от 3-х до 7-ми лет без отбора по наличию музыкальных и голосовых данных, развитости и качеству речи.
2. Цели и задачи.
Целью программы "Голосята" является развитие голосового аппарата и голосовой функции ребёнка как носителей речи, развитие эмоционального и звуковысотного слуха и способности эмоционального и звуковысотного интонирования, фонематического слуха, профилактика расстройств голосовой функции и заболеваний голосового аппарата. Задачи программы: в процессе игровой деятельности познание режимно-энергетических возможностей голосового аппарата и формирование простейших навыков управления режимами работы гортани и энергетикой дыхания; осознание управляемости артикуляционной мускулатуры и соединение артикуляционных действий с голосообразованием; познание связи движений и положений корпуса и конечностей с голосообразующими движениями и работой дыхания; активизация эволюционно древних уровней голосовой активности и введение их в осознанную имитационную деятельность; соединение голосообразущих действий с представлениями об изменениях пространства, времени, света, цвета, поверхности, консистенции, плотности, температуры, эмоциональных оценок и самочувствия.
3. Обоснование целей. (Актуальность программы)
Ухудшающая экологическая обстановка, вынуждающая слизистую оболочку верхних дыхательных путей и в т. ч. голосовой аппарат работать в режиме "фильтра-отстойника"; увеличение вероятности онкологии гортани; неравномерность развития голосового аппарата и голосовой функции в условиях спонтанного формирования речи в семье; агрессивность звуковой среды обитания, отсутствие в обществе в целом и в средствах массовой информации в частности эталона голосообразования и речи, обилие в популярной музыке, в т. ч. детской физиологически нецелесообразных, травмирующих способов голосообразования, отсутствие традиций семейного музицирования, информационная избыточность и много вариантность фонетики русского языка.
4. Продолжительность обучения.
В согласовании с учебным планом ДДЦ и нормативами нагрузки.
5. Основные условия реализации целей.
Использование программы "Развивающие голосовые игры" в соответствии с критериями работы голосового аппарата ребёнка: биологическая целесообразность, энергетическая экономичность, акустическая эффективность. Точное соблюдение биоакустический ограничений голосовой деятельности ребёнка, оптимальной звуковысотности и энергетики в певческой деятельности.
6. Тематический план.
6.1. Артикуляционная гимнастика.
6.2. Шумовые звуки артикуляционного аппарата (глухие и звонкие согласные) с подготовкой акустического объёма и активизацией пальцев.
6.3. Осознание озвученности вдоха и выдоха через инспираторного фонацию.
6.4. Артикуляция гласных в грудном режиме с удержанием постоянного объёма ротоглоточной полости.
6.5. Артикуляция гласных с удержанием постоянного акустического объёма при переходе из грудного в фальцетный режим на вопросно-ответной интонации с отслеживанием межрегистрового порогового эффекта.
6.6. Развитие вибранта гортани (штро-бас-регистр).
6.7. Связь объёмно-пространственных представлений с высотой и силой тона, режимами работы гортани, движениями и положениями тела.
6.8. Соединение вибранта гортани, грудного и фальцетного режимов в непрерывном голосообразующем действии на восходящей интонации.
6.9. Вибрант мягкого нёба.
6.10. Вибрант губ.
6.11 .Произвольная активизация фонационного выдоха экспульсивным актом.
6.12.Включение сонорных согласных в грудном режиме с применением вибранта гортани, вибранта губ, экспульсивного акта.
6.13.Включение и осознание заднеязычного носового сонанта. 3.14.Осознание беззвучного потока воздуха через гортань.
6.15.Ссознание беззвучного смыкания голосовых складок.
6.16.Соотнесение беззвучного и озвученного в грудном режиме смыкания голосовых складок с подготовкой артикуляционного аппарата и активизацией кистей рук*
6.17.Ассоциативная связь увеличения объёмно-пространственных размеров с активностью голосообразования в грудном режиме с охранно-регулирующей функцией межрегистрового порогового эффекта от вибранта гортани к грудному режиму.
6.18. Осознание голосового сигнала до речевой коммуникации (ГСДК) «крик».
6.19. Осознание ГСДК "крик-вой" с охранительно-регулирующей функцией межрегистрового порогового эффекта от грудного к фальцетному режиму.
6.20. Осознание ГСДК "крик-вой-визг" с охранительно-регулирущим пороговым эффектом,
6.21. Соединение четырёх режимов работы гортани с охранителъно-регулирующим пороговыми эффектами в единое голосообразующее действие с ГСДК и действиями тела и рук.
6.22. Осознание и метроритмическая имитация механизма ГСДК "смех". Соединение ТСДД "смех" с текстом в едином речевом потоке,
6.23. Соединение вибранта губ с гласным в едином движении на фиксированном музыкальном задании.
6.24. Соединение вибранта гортани с грудным режимом на фиксированном музыкально-фонетическом задании.
6.25. Чередование беззвучного смыкания голосовых складок с бесшумным вдохом и музыкально-фонетическим заданием в грудном режиме с фиксацией положения грудной клетки и точной артикуляции гласных,
6.26. Активизация фонационного выдоха в грудном режиме на музыкальном задании.
6.27. Смеховая пульсация на музыкальном задании.
6.28. Фиксация положений языка на музыкальном задании,
6.29. Вибрант губ с переходом из грудного в фальцетный режим на фиксированных музыкальных интервалах.
6.30. Вибрант губ с переходом из грудного в фальцетный режим и с чередованием с гласным на фиксированных музыкальных интервалах.
6.31. Соединение вибранта гортани, грудного и фальцетного режимов в едином голосообразующем движении на музыкальном задании с исполнением музыкальных интервалов через межрегистровый пороговый эффект от грудного к фальцетному режиму.
6.32. Активизация фонационного выдоха в грудном режиме с переходом в фальцетный черв пороговый эффект.
6.33. Вибрант губ в фальцетном режиме на фиксированном музыкальном задании в чередовании с гласным на разных ступенях лада.
6.34. Активизация фонационного выдоха в фальцетном режиме на музыкальном задании в чередовании с гласным на разных ступенях лада.
6.35. Смеховая пульсация в фальцетном режиме с музыкальным заданием.
6.36. Смеховая пульсация в соединении с активизацией фонационного выдоха на музыкальном задании.
6.37. Фиксированное положение языка с переходом в фальцетный режим на музыкальном задании.
7. Содержание программы.
Формирование умений и навыков управления голосом в речи и в пении. Развитие показателей певческого голосообразования. Формирование регулировочного образа собственного голоса ребёнка на основе эталона академического певческого тона,
8. Оценка результатов.
Выполнение артикуляционных, фонетических, интонационных, звуковысотных заданий в требуемом режиме работы гортани, требуемой звучности и с преложенной эмоциональной окраской. Общее улучшение разборчивости и выразительности речи. Появление устойчивого интереса к явлениям вокального искусства, формирование собственной системы ценностей. Появление устойчивого интереса к собственной певческой и декламационно-исполнительской деятельности. Улучшение слухового анализа и интонирования на уроках музыки(сольфеджио).
9. Учебно-методическая база.
В. Емельянов "Фонопедический метод развития голоса" 1-й и 2-й /ровни обучения. В. Емельянов, И. Трифонова "Развивающие голосовые игры. В. Емельянов "Развитие голоса. Координация и тренаж".